ESA хочет, чтобы ее деятельность на других планетах, имела большую мобильность и маневренность. Исследователи SINTEF изучают, сможет ли змея – робот быть решением этого вопроса.
До этого времени NASA совершил на Марсе посадку четырех марсоходов. Эти роботы на солнечных батареях с шестью колесами и манипуляторами, могут брать образцы почвы и управлять камерой. Sojourner приземлился в 1997 году, Spirit и Opportunity в 2003 году, в то время как более продвинутый Curiosity приземлился прошлым летом. "Маневренность является непростой задачей. Марсоход Spirit был потерян после того, как застрял в песке на Марсе. Транспортные средства просто не могут добраться до многих мест, из которых должны быть взяты образцы ", говорит Pal Liljeback и Aksel Transeth на SINTEF ICT. Исследователи заняты работой на технико-экономической базе, возложенной на них ESA. ESA и исследователи полагают, что путем объединения марсохода, который может перемещаться на большие расстояния и змеи - робота, который может ползать по земле и попадать в труднодоступные места, станет доступно больше возможностей.
В настоящее время, образцы почв с Марса анализируются на борту марсохода, и результаты передаются на Землю. Однако ESA также хочет изучить возможные варианты, которые могли бы позволить возвращать образцы на Землю. Змея - робот могла бы помочь со сбором таких образцов, так как он имеет доступ к более узким местам, которые марсоход не может достигнуть.
"Мы смотрим на несколько альтернатив, чтобы дать возможность марсоходу и роботу сотрудничать вместе. Поскольку марсоход обладает более мощным источником энергии, он может обеспечить робота- змею энергией через кабель, проходящий между ними. Если бы робот использовал свою собственную батарею, и затрачивал энергию, мы могли бы его потерять, "объясняет Aksel Transeth.
"Один из вариантов, чтобы встроить робота в одно крыло транспортного средства, с возможностью отключения и повторного само подключения, так, что он сможет быть опущен на землю и ползать самостоятельно». Исследователи предусматривают перемещение марсохода на дальние расстояния, после чего, змея - робот может отделиться и уползать в более узкие, труднодоступные районы. Кабель будет соединять робота и транспортное средство. Он будет подавать питание и силу тяги, т.е. служить лебедкой к марсоходу. Связь между парой будет облегчена с помощью сигналов, передаваемых по кабелю.
"Связь между роботом и марсоходом также означает, что змея- робот будет в состоянии помочь транспортному средству, если последнее застрянет", говорит Liljebäck. "В такой ситуации, робот сможет снизить уровень земли под собой и свободно вытащить с помощью лебедки, которую марсоход, как правило, использует, чтобы присоединиться к змее – роботу."
Доклад ESA : "На кафедре прикладной кибернетики, мы работаем в тесном сотрудничестве с Норвежским университетом науки и технологии (в NTNU'S) и кафедрой инженерной кибернетики в разработке змеи - робота, и наши команды имели некоторые идеи по этому поводу в течение долгого времени, сказал Transeth и Liljebäck. "Только теперь, мы начинаем видеть некоторые реальные приложения, и это замечательно, что была предоставлена возможность передачи информацией с ESA о будущих технологиях в этой области. Мы надеемся, что наши идеи будут вызывать ESA к инициированию целевых процессов разработки вокруг такой системы ».
До этого времени NASA совершил на Марсе посадку четырех марсоходов : Sojourner приземлился в 1997 году, Spirit и Opportunity в 2004 году, Curiosity в 2012. Последний является наиболее высокоразвитым и оснащен встроенной лабораторией. Также ESA имеет новые миссии, запланированные на 2016 и 2028 года.